Петр Иванюшкин
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 743

Макроглоссия 

Скротальный язык – это врожденная патология, для которой характерно нарушение формы языка и его размера. Причины этой патологии до конца не установлены. Но это болезнь может быть одним из симптомов других заболеваний.

Складчатый язык: фото и симптомы

Обычно аномалия обнаруживается в раннем детстве, но встречается и у взрослых, так как иногда эта проблема никак не беспокоит пациента, и человек о ее наличии даже не подозревает. Признаки болезни следующие:

  • Макроглоссия, или увеличение языка, которое может повлиять на речь и жевательную функцию человека. Обычно больной держит зубы в разомкнутом состоянии.
  • На поверхности появляются складки и борозды, которые покрыты сосочками.
  • Язык имеет значительное утолщение.
  • Спинка и кончик языка сглажен, нитевидные сосочки атрофировались.
  • Повышенная чувствительность (особенно у людей, которые перенесли инфекционные заболевания и хирургические операции).
  • Регулярное ощущение покалываний и пощипываний.
  • Лимфоузлы увеличены.
  • Запах изо рта.

Складки, в свою очередь, бывают разные: поперечные, глубокие продольные (и не очень глубокие), бахромчатые. Обычно главная продольная складка (она самая большая и глубокая) проходит от кончика по его средней линии. Остальные складки ведут именно к ней.

Иногда данная патология сопровождает десквамативный глоссит (географический язык) – это воспаление, в результате которого некоторые зоны органа становятся на несколько тонов светлее или приобретают серый оттенок. В целом картина органа напоминает карту, за что и получила свое название.

Возможные причины патологии

Точные причины аномалии неизвестны. Но есть ряд факторов, которые могут спровоцировать появление патологии:

  • хронические болезни печени, желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • кожные заболевания;
  • патологии нервной системы;
  • патологии эндокринной системы;
  • болезни костного мозга;
  • острые инфекции;
  • нарушение слизистой языка и его трофической функции;
  • недостаток в организме витаминов и необходимых микроэлементов;
  • коллагеноз;
  • реакция человека на вакцинацию;
  • гормональные изменения (беременность, климакс, лактация).

Лечение складчатого (скротального) языка

Аномалия обычно не беспокоит своих обладателей, впрочем, иногда они жалуются на его внешний вид: трещины.

Складчатый (скротальный) язык требует особо тщательного ухода. Так как в складках могут задерживаться остатки пищи. Из-за этого возникает неприятный запах изо рта, а также сопутствующие неприятные симптомы: жжение и воспаление.

Кроме этого, бороздки могут беспокоить людей, которые перенесли острые инфекции или хирургические вмешательства. Причины в таком случае тоже понятны: в организме снижается общая реакция тканей, а чувствительность поверхности складчатого языка значительно повышается. Поэтому он болезненно реагирует на химические раздражители и препараты.

Если пациент не ухаживает должным образом за больным органом, то воспалительные процессы могут затянуться, а это очень благоприятное место для развития грибковых инфекций.

Лечением этой патологии занимается стоматолог. Именно он подберет уход за полостью рта.

Иногда складчатый язык требуется оперировать. Это бывает в случаях, когда орган слишком увеличен и мешает пациету. Операция включает иссечение его части.

Итак, в целом для устранения сопутствующих проблем используются препараты:

  • Грибковые и бактериальные заболевания: противовоспалительные, противогрибковые препараты, иммунокорректоры, антисептическая обработка.
  • Кандидоз: крем клотримазол, туширование анилиновыми красителями, 10-процентный раствор натрия бората в глицерине.
  • Болезненные ощущения: антисептические полоскания, ванночки для рта с раствором цитраля, наложение медикаментов с анестезином.

Особенности ухода

При наличии этой патологии не нужно заниматься самолечением, необходим тщательный уход и наблюдение специалиста. В целом ухаживать за полостью рта нужно следующим образом:

  • общее соблюдение гигиены ротовой полости;
  • ополаскивание;
  • если пациент пользуется съемными протезами, то они также должны тщательно очищаться после еды;
  • необходимо отказаться от острой, соленой еды, она не должна быть слишком горячей или холодной;
  • отказ от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • чистить зубы нужно специальной пастой;
  • зубная щетка должна быть из синтетических материалов: это поможет избежать повреждений;
  • регулярное посещение стоматолога.

Такой тщательный уход поможет обезвредить ротовую полость от бактерий, что воспрепятствует их размножению и возникновению сопутствующих инфекций.

Вакцинация от коронавируса

АО «Медицина» (Клиника академика Ройтберга) проводит вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19). Вы можете пройти процедуру в комфортных условиях. Услуга доступна всем гражданам РФ.

Коронавирусы

Сегодня ученым известно около 40 видов коронавирусов. Большинство из них не представляют серьезной опасности для человека. Они вызывают ОРВИ, причем чаще всего симптомы проходят за несколько дней без особых последствий для здоровья. Однако в 2002 году ситуация изменилась. В Китае началась вспышка нового, ранее неизвестного коронавируса SARS-CoV, который провоцировал атипичную пневмонию. Позже, в 2015 году, на Ближнем Востоке появился коронавирус MERS-CoV, который также большей частью вызывал вирусную пневмонию. Тогда пандемии удалось избежать, потому что возбудители не отличались особой контагиозностью. Но новый коронавирус SARS-CoV-2 оказался очень заразным. Выяснилось, что его белковые образования в форме шипа захватывают клетки человека в 4 раза интенсивнее, чем другие виды SARS. Это значит, что при попадании в дыхательные пути вирус наверняка там закрепится и спровоцирует заболевание.

Однако в целом дети легче переносят заражение коронавирусом в сравнении с взрослым населением. На данный момент в разных странах число заболевших ребятишек было разным, однако оно не превышало 2-3%.

Симптомы COVID-19 у детей

У большинства инфицированных коронавирусом детей заболевание напоминает легкую простуду со стандартным набором характерных симптомов. Среди них:

  • насморк;
  • першение, боль в горле;
  • сухой кашель, одышка;
  • повышенная температура, лихорадка;
  • ломота в теле, головная боль;
  • отсутствие аппетита;
  • тошнота;
  • диарея (реже).

Заболевание развивается на 3-4-й день с момента инфицирования. Температура при коронавирусе у детей может быть невысокой, хотя у некоторых она может резко повышаться до критической отметки. Сложно однозначно сказать, что является первым признаком коронавируса у детей, потому что у одних все начинается с сухого кашля, у других – с першения в горле, а у третьих – с заложенности носа. У многих детей болезнь не проявляется вообще, однако они являются носителями возбудителя и представляют опасность для окружающих. Ученые пока не дают ответа на вопрос, почему эти дети не болеют коронавирусом. Среди взрослых вирусоносительство встречается также, однако в гораздо меньшей степени.

Заболевание у детей, как и у взрослых, может проявляться в трех основных клинических формах:

  • легкая острая респираторная вирусная инфекция;
  • пневмония в легкой форме без угрозы жизни;
  • тяжелая пневмония с острым респираторным дистресс-синдромом.

Гораздо реже наблюдается развитие гастроэнтероколита. В особо сложных случаях на фоне инфекции может развиться сепсис и септический шок.

Особенности COVID-19 у детей

Статистика гласит, что у 50 % детей, заболевших COVID-19, не отмечалось ярко выраженных симптомов. Температура была субфебрильной или же не повышалась вообще, кашель был несильным, одышки не наблюдалось, пневмония не развивалась. У 39% детей симптоматика была умеренно тяжелой. Им диагностировали воспаление легких, но серьезных проблем с дыханием не было. У 4% детей симптомов не было вообще. Однако у 6% детей болезнь имела тяжелый характер, некоторые из них находились в критическом состоянии, развивалась тяжелейшая пневмония, отказывали органы. В отдельных случаях у таких пациентов были сопутствующие заболевания, однако некоторые из них до этого были совершенно здоровы.

Особенно опасным коронавирус является для детей первого года жизни, потому что иммунная система малышей в принципе еще очень слабая, она не может противостоять большинству бактерий и вирусов. В грудном возрасте возможно одновременное заражение сразу несколькими вирусами, проникающими в организм респираторным путем, а также присоединение бактериальной инфекции.

Диагностика коронавируса у детей

Коронавирусная инфекция у детей диагностируется по итогам лабораторного исследования. Применяют два вида тестов:

  • экспресс-тест крови;
  • ПЦР-тест мазков из горла или носа.

Первый менее эффективен, потому что направлен на выявление антител к вирусу (иммуноглобулинов), а они появляются на 5-7-й день с начала болезни. То есть на начальном этапе инфекция может быть не обнаружена.

Второй тест – полимеразная цепная реакция – дает более точный результат. Его выполняют только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Детям могут назначать дополнительные лабораторные исследования мочи и крови для контроля общего состояния, если болезнь приобретает более тяжелый характер, а также для своевременного выявления бактериальной инфекции, которая может присоединиться к вирусной. В случае развития острого бронхита и пневмонии рекомендуется компьютерная томография. Традиционное рентгенографическое исследование легких при вирусной пневмонии не всегда показывает реальную картину, потому что пневмония в этом случае имеет диффузный характер. Если при бактериальном воспалении легких наблюдаются плотные концентрированные очаги поражения легочной ткани, хорошо просматривающиеся на рентгенографическом снимке, то при COVID-19 имеют место множественные очаги поражения разных участков легких. Чем их больше, тем тяжелее протекает пневмония.

Лечение COVID-19 у детей

После лабораторного подтверждения диагноза COVID-19 за ребенком ведется наблюдение. Обычно госпитализация не требуется, ведь большинство детей переносят болезнь легко. Препаратов, специально предназначенных для лечения данной инфекции, пока не существует, терапия имеет симптоматический характер. Применяются жаропонижающие средства для нормализации температуры, рекомендуется обильное питье, отдых и сбалансированное питание. Родители ребенка все это время должны находиться в тесном контакте с врачом. Госпитализация показана, если у ребенка долгое время держится высокая температура, усиливается кашель, возникает одышка, резко ухудшается общее состояние, что может свидетельствовать о развитии пневмонии.

При неблагоприятном течении болезни возможно развитие острого респираторного дистресс-синдрома. В этом случае применяется кислородная терапия, предполагающая механическую вентиляцию легких. В еще более сложных случаях используется экстракорпоральная мембранная оксигенация. Это комплексный и дорогостоящий метод поддержки пациентов с острой дыхательной недостаточностью.

Во многих странах медики пытаются использовать для лечения COVID-19 уже известные фармацевтические средства, эффективные при борьбе с другими болезнями. В их число входят препараты, применяемые при терапии малярии и ревматоидного артрита. Они показали неплохой результат в лабораторных тестах, однако к ним есть много вопросов в плане побочных эффектов.

Однако все эти подходы являются экспериментальными и пока не имеют достаточной доказательной базы. Их назначение оправдано только в случае реальной угрозы жизни.

БЦЖ и SARS-CoV-2

Группа ученых из Нью-Йорка обнаружила связь между вакцинацией БЦЖ и низкой смертностью от COVID-19. Позже их поддержали эпидемиологи из Университета Техаса, опиравшиеся на статистику 178 стран. Они утверждают, что количество инфицированных на душу населения в странах, где БЦЖ-вакцинация является обязательной, примерно в 10 раз меньше, а число жертв – в 20 раз меньше.

Вакцина БЦЖ была разработана в 1921 году, и до сих пор она считается эффективным средством профилактики туберкулеза. Интересно, что задолго до появления коронавируса датские ученые Петер Ааби и Кристина Стабелл Бенн заявили: БЦЖ дает защиту от многих инфекций, способствуя укреплению иммунитета в целом. Они считают, что люди после вакцинации БЦЖ становятся на 30% более стойкими ко всем вирусам, бактериям и грибкам. Однако это утверждение пока еще только гипотеза, не имеющая достаточной доказательной базы. В любом случае БЦЖ делать нужно – в первую очередь для того, чтобы организм ребенка научился бороться с туберкулезной палочкой.

Вакцин против коронавирусов пока нет. Единственными эффективными методами профилактики являются следующие:

  • ограничение социальных контактов;
  • личная гигиена (частое мытье рук, использование санитайзеров).

Родителям следует сделать все возможное, чтобы ребенок не заболел, даже с учетом того, что COVID-19 у большинства малышей протекает легко. Ведь вирус до конца не изучен, неизвестно, какие последствия он может оставить после себя.

Карта распространения коронавируса в России

В литературе имеются данные о схожести строения мышечной ткани определенных органов организма. Однако они носят фрагментарный характер и крайне немногочисленны. В публикации [1] указано на генетически обусловленные связи мышечной ткани языка и сердца в пре- и постнатальном периодах жизни. Автором описаны мышечные волокна в языке человека с центральным расположением ядер, разветвляющиеся в области желез при подходе к слизистой оболочке, что позволило отметить их аналогию с сердечными мышечными волокнами. В литературе упоминаются также особые структуры в мышцах языка, названные нервно-мышечными веретенами, аналогичные структурам, присутствующим и в миокарде.

Результаты исследования. Относительная масса сердца животных с макроглоссией не имела достоверных отличий от контрольных животных, но у них достоверно уменьшилась относительная площадь (%) кардиомиоцитов относительно контроля (58,09±1,10 и 67,73±1,09 соответственно). Сочетанное с макроглоссией употребление животными питьевой воды с высокими концентрациями кремния и кальция привело к таким же результатам (57,82±1,53 и 58,91±4,10 соответственно). Достоверно наибольшая, в сравнении с контролем, относительная площадь мышечных волокон в языке выявлена в группе животных с резецированным языком (56,09±1,61 и 51,41±0,75 соответственно).

Оценивая активность СДГ в мышечных волокнах, можно констатировать, что у животных с макроглоссией (1 группа) наблюдалась тенденция к повышению активности фермента в мышечной ткани языка. При добавлении к питьевой воде микроэлементов животным с макроглоссией в кардиомиоцитах активность СДГ в миокарде достоверно снижалась, а в мышцах языка еще больше повышалась в сравнении с контрольной группой.

При сравнении данных активности NADH-дегидрогеназы и НЭ в мышечных волокнах языка и кардиомиоцитах установили, что существенных изменений не произошло.

При исследовании интенсивности люминесценции гистамина в красных мышечных волокнах (тонические быстрые и медленные) зафиксирована наибольшая интенсивность люминесценции, которая наблюдалась у животных, употреблявших с питьевой водой кремний (37,03±3,32), достоверно отличалась от значений, полученных у контрольных животных. Наименьшие уровни свечения гистамина были обнаружены в красных мышечных волокнах у животных с резецированным языком. У животных с макроглоссией, употреблявших высокие концентрации микроэлементов (5, 7 и 9 группы), также снизилась интенсивность свечения гистамина в красных мышечных волокнах в сравнении с контрольными животными.

При определении уровней люминесценции гепарина обнаружены аналогичные изменения.

Известно, что абсолютные значения биогенных аминов малоинформативны при оценке роли биоаминов в изменении функции органов. В данном эксперименте с учетом того, что гистамин во внутренних средах организма образует комплексы с сульфомукополисахаридами, АТФ и нуклеиновыми кислотами, нами был рассчитан коэффициент гистамин/гепарин (табл.1).

Таблица 1

Соотношение гистамин/гепарин в мышечных волокнах миокарда и языка

Группа Миокард Язык
красные белые
1. (+ язык) 0,35±0,04 0,47±0,06 0,49±0,13
2. контроль 0,45±0,06 0,54±0,04 0,59±0,03
3. (- язык) 0,34±0,04 0,25±0,04*,(1) 0,28±0,04*
4. Si (контр.) 0,44±0,03 0,64±0,04(6) 0,55±0,04
5. Si (+ язык) 0,34±0,04 0,56±0,12 0,61±0,13
6. Ca (контр.) 0,41±0,21 0,43±0,07 0,46±0,14
7. Ca (+ язык) 0,45±0,06 0,61±0,09 0,58±0,11
8. Si + Ca (контр.) 0,59±0,06 0,50±0,07 0,52±0,11
9. Si + Ca (+ язык) 0,46±0,04 0,44±0,04 0,46±0,03*

____________

* — различия достоверны с контролем;

(N) — различия достоверны с противоположной группой, в скобках указан номер группы.

Данные свидетельствовали об относительном увеличении в кардиомиоцитах гепарина при изменении объема языка. Употребление с водой кремния не изменяло коэффициент (0,44±0,03) в сравнении с контролем, введение в язык геля вновь увеличивало преобладание гепарина (0,34±0,04) преимущественно за счет резкого снижения уровней свечения гистамина. Употребление с водой кремния и кальция привело к преобладанию гистамина (0,59±0,06), а введение геля опять увеличило содержание гепарина (0,46±0,04).

В красных мышечных волокнах языка соотношение гистамин/гепарин имело такую же направленность. Однако в группах, употреблявших кальций, соотношение гистамин/гепарин имело противоположную направленность, а именно: как в кардиомиоцитах, так и в красных волокнах языка при употреблении кальция с питьевой водой (6 группа) оно было незначительно снижено относительно контроля (0,41±0,21 и 0,43±0,07 соответственно), а при введении геля наблюдалось преобладание гистамина над гепарином особенно в красных волокнах языка (0,61±0,09).

Таким образом, как при экспериментальной макроглоссии, так и при резекции языка в кардиомиоцитах, красных и белых мышечных волокнах языка происходило относительное увеличение количества гепарина относительно гистамина, что, вероятно, приводило к связыванию и инактивации последнего.

Уровни люминесценции катехоламинов в кардиомиоцитах животных экспериментальных и контрольной групп представлены в табл. 2.

Результаты свидетельствовали о том, что при искусственной макроглоссии и резекции языка наблюдалась тенденция к увеличению уровней катехоламинов в кардиомиоцитах. Вместе с тем их уровень менялся и при приеме животными микроэлементов. Так, при употреблении кремния их содержание достоверно снижалось, а употребление с водой кальция достоверно повышало их концентрацию в кардиомиоцитах относительно контрольной группы. При макроглоссии аналогичные сдвиги наблюдались только в красных мышечных волокнах языка.

Содержание серотонина изменялось менее значительно. Тем не менее прием с водой кальция на фоне макроглоссии привел к достоверному снижению данного биоамина в кардиомиоцитах при сравнении с контрольными животными. В мышцах языка уровни люминесценции катехоламинов достоверно отличались от контроля лишь в группе животных, употреблявших кремний (49,75±2,24 и 64,57±4,91 соответственно).

Таблица 2

Уровень люминесценции катехоламинов в мышечных волокнах миокарда и языка, у.е.

Группа Миокард Язык
красные белые
1. (+ язык) 25,96±3,76(4) 29,57±2,24(4,9) 19,75±0,43(4,9)
2. контроль 19,24±1,95 22,69±2,45 21,29±2,01
3. (- язык) 24,41±1,89(4) 26,01±1,53(9) 20,43±0,99(4,9)
4. Si (контр.) 12,00±1,41* 20,54±1,90 11,93±2,79*
5. Si (+ язык) 14,04±3,90(4) 22,03±2,31 15,26±3,52(6)
6. Ca (контр.) 27,97±2,28*,(4) 31,14±3,24(4,9) 24,98±1,08(1,4,9)
7. Ca (+ язык) 23,19±1,42(4) 25,13±1,74(9) 22,14±3,40(9)
8. Si + Ca (контр.) 19,12±4,79 24,50±4,16 18,37±7,21
9. Si + Ca (+ язык) 16,43±4,28 17,01±1,06 10,43±1,74*

____________

* — различия достоверны с контролем;

(N) — различия достоверны с противоположной группой, в скобках указан номер группы.

Определение уровней люминесценции катехоламинов и серотонина позволило рассчитать их соотношение (катехоламины/серотонин), показывающее превалирование того или иного биоамина в их реципрокных взаимоотношениях (табл. 3).

Рассчитанный коэффициент дал возможность утверждать, что во всех мышечных волокнах при макро- и микроглоссии, в сравнении с контролем, преобладали катехоламины, о чем свидетельствовал более высокий коэффициент катехоламины/серотонин в сравнении с контролем. Такие же изменения наблюдались в группах, употреблявших кальций (6 и 7 группа). Кремний, поступающий с питьевой водой, приводил к преобладанию серотонина над катехоламинами, а в группе кремний + макроглоссия данное проявление нивелировалось и коэффициент соответствовал рассчитанному соотношению в контрольной группе.

Таблица 3

Соотношение катехоламины/серотонин в мышечных волокнах миокарда и языка

Группа Сердце Язык
красные белые
1. (+ язык) 1,04±0,20 0,54±0,06 0,75±0,25
2. контроль 0,68±0,03 0,45±0,03 0,76±0,03
3. (- язык) 1,07±0,13* 0,56±0,06 0,89±0,12
4. Si (контр.) 0,57±0,11(3,6,7) 0,32±0,04*,(3,5,6,9) 0,42±0,11*,(3,5,6,9)
5. Si (+ язык) 0,62±0,19(6) 0,43±0,05(5) 0,65±0,18(7)
6. Ca (контр.) 1,18±0,10* 0,61±0,07 0,98±0,16
7. Ca (+ язык) 1,10±0,05* 0,61±0,04* 1,12±0,07*,(5)
8. Si + Ca (контр.) 0,78±0,18 0,46±0,07 0,72±0,24
9. Si + Ca (+ язык) 0,65±0,11(5,6) 0,34±0,03*,(3,5,6,9) 0,52±0,11(3)

____________

* — различия достоверны с контролем;

(N) — различия достоверны с противоположной группой, в скобках указан номер группы.

Таким образом, макроглоссия приводила к преобладанию гепарина над гистамином и катехоламинов над серотонином как в мышцах языка, так и в сердечной мышце. Употребление животными с макроглоссией высоких концентраций кальция усиливало преобладание катехоламинов над серотонином.

Однако, оценивая результаты проведенного эксперимента, можно заметить определенные закономерности во взаимозависимости изучаемых показателей как внутри отдельно взятого органа, так и между мышечной тканью языка и сердца. Это подтверждено рассчитанным нами коэффициентом парной корреляции. Так, в красных мышечных волокнах языка обнаружены достоверные связи уровней свечения гистамина с катехоламинами (-0,71), серотонином (0,57), активностью СДГ (0,49). В свою очередь, интенсивность свечения катехоламинов имела отрицательные достоверные связи с активностью СДГ (-0,38), НЭ (-0,52) и NADH-дегидрогеназы (-0,53). В кардиомиоцитах также были установлены корреляционные связи между катехоламинами и активностью СДГ (0,99), НЭ (0,88) и NADH-дегидрогеназой (0,85), что свидетельствовало о биологически значимых взаимовлияниях данных показателей.

В то же время установлена прямая сильная связь между относительными площадями мышечных волокон языка и сердца у животных с макроглоссией. Уровни люминесценции гистамина в кардиомиоцитах обнаружили прямые связи с красными и белыми волокнами языка (коэффициенты 0,57 и 0,75 соответственно) и серотонина в белых волокнах (0,53). Катехоламины кардиомиоцитов имели связь с катехоламинами белых мышечных волокон языка (0,51) и активностью НЭ (0,58). Активность НЭ сердечной мышцы с активностью этого же фермента в светлых волокнах языка с коэффициентом 0,70, а активность NADH-дегидрогеназы сердечной мышцы с ее активностью в белых и красных волокнах языка с коэффициентами 0,70 и 0,99 соответственно.

Таким образом, макроглоссия у экспериментальных животных снижала относительную площадь кардиомиоцитов при достоверном повышении активности окислительно-восстановительных ферментов в кардиомиоцитах и тонических (красных) мышечных волокнах языка. В свою очередь резекция языка приводила к снижению уровней гистамина и значительному подъему гепарина, а также превалированию катехоламинов над серотонином. При сочетанном воздействии макроглоссии и химического состава питьевых вод обнаружена разнонаправленная реакция мышечной ткани. Так, макроглоссия вызвала преобладание гепарина над гистамином и катехоламинов над серотонином как в мышцах языка, так и в сердечной мышце, а употребление животными с макроглоссией высоких концентраций кальция усилило лишь преобладание катехоламинов над серотонином. Обнаружена достоверная зависимость катехоламинов от активности СДГ, НЭ и NADH-дегидрогеназы в кардиомиоцитах – прямая, а в тонических мышцах языка – обратная. Выявлены достоверные прямые связи между уровнями свечения гистамина и катехоламинов в сердечной мышце и в мышцах языка у животных с макроглоссией.

Таким образом, экспериментально установленные связи свидетельствуют о наличии функциональных связей между кардиомиоцитами и мышцами языка, подвергшимися резекции или искусственному увеличению. Следовательно, можно предположить, что любое хирургическое вмешательство на языке вследствие указанных ранее в литературе [1] генетически обусловленных связей приводит к изменениям не только в мышечной ткани самого языка, но и в миокарде, причем эти изменения подвержены фенотипическому влиянию.

Самые распространенные стигмы

В области черепа: особая форма черепа, в том числе асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок.

В области лица: скошенный лоб, монголоидный и антимонголоидный разрез глаз, гипо- и гипертелоризм, седловидный нос, уплощенная спинка носа, асимметрия лица. Необычная форма челюстей, недоразвитый подбородок, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок.

В области глаз: эпикант, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, двойной рост ресниц, разный цвет радужной оболочки, неправильная форма зрачков.

В области ушей: большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разные по размеру и форме уши, низкое расположение ушей, различный уровень расположения ушей, аномалия развития формы завитков и противозавитков, приращенные мочки ушей, добавочные козелки.

В области рта: большой или маленький рот (микростомия, макростомия), «карпий рот», высокое и узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, раздвоенный язык.

В области шеи: короткая или длинная шея, кривошея, крыловидные складки.

В области туловища: туловище длинное или короткое, грудь вдавленная или килевидная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, расхождение прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи.

В области кистей рук: короткие и толстые пальцы, длинные и тонкие (паучьи) пальцы, синдактилия, поперечная борозда ладони, короткий изогнутый V палец, искривление всех пальцев.

В области стоп: брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга.

В области кожи: депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы.

  • image
    Синдром Ваарденбурга
  • image
    Синдактилия
  • Прогнатизм
  • Синдактилия
  • Синдром Аарскога
  • 4 стигмы

Дети с аномалиями в области черепа и лица часто страдают головными болями, которые особенно усиливаются в период интенсивного роста ребенка.

Обнаруженные стигмы в области лица у новорожденного могут предупреждать родителей и врачей о возможном нарушении нервно-психического развития ребенка, отставании речевого развития, патологических проявления высшей нервной деятельности ребенка в дальнейшем.

С таким ребенком обязательно следует заниматься с самого рождения, использовать в его воспитании развивающие методики на каждом возрастном этапе.

Информация в статье предоставлена для ознакомления и не является руководством к самостоятельной диагностике и лечению. При появлении симптомов заболевания следует обратиться к врачу. 

Аритмией у детей, или нарушением ритма сердца и проводимости, называется состояние, при котором отмечаются следующие симптомы:

  • смена частоты сердечного ритма;
  • смена ритмической регулярности и источника возбуждения сердечной мышцы;
  • неправильная последовательность или нарушенная связь активизациии сердечных желудочков и предсердий.

Классифицируются детские аритмии согласно тому, какие функции сердца нарушены — автоматизм, возбудимость либо проводимость. Рассмотрим эти функции подробней:

  • Автоматизмом называется способность сердечных тканей к возбуждению под действием внутренних импульсов. При расстройствах автоматизма (номо- или гетеротопных) могут возникать синусовые аритмии и тахикардии, брадикардия, экстрасистолия, мерцательная аритмия и др.
  • Возбудимость — это способность миокарда (среднего слоя) сердечной мышцы отвечать на импульсы.
  • Проводимость сердца — это способность его тканей проводить импульс. Сбои этой функции называются блокадами и разделяются на внутрижелудочковые, внутрипредсердные, синоаурикулярные и др.

Нарушения сердечного ритма (функций автоматизма и возбудимости) и проводимости сердечной мышцы делятся на врожденные и приобретенные.

В настоящее время распространены детские комбинированные аритмии — преждевременное возбуждение желудочков, слабость синусового узла, атриовентрикулярная диссоциация и др.

Следует отметить, что несмотря на «страшно звучащую» терминологию, такие отклонения обычно не связаны с какими-либо серьезными сердечными болезнями и являются нарушениями функциональной (а не органической) природы. И все же родители должны располагать исчерпывающей информацией об аритмии у детей, а особенно о самом распространенном ее типе — синусовой аритмии.

ДЕТСКАЯ СИНУСОВАЯ АРИТМИЯ

Частота сердечных ударов называются синусовым ритмом. В норме интервалы между этими ударами (сокращениями) одинаковы, но при наличии синусовой аритмии они становятся разными. Иногда при синусовой аритмии суммарная частота ударов в минуту остается в норме, но в большинстве случаев она изменяется:

  • снижается (брадиаритмия);
  • повышается (тахиаритмия).

Наиболее распространенный вариант синусовой аритмии — дыхательная аритмия. Это расстройство ритма может проявляться у детей любого возраста, а связано оно с движениями грудной клетки во время дыхания: при вдохе частота ударов увеличивается, а при выдохе — понижается.

У новорожденных этот вид аритмии встречается достаточно редко; чаще — у дошкольников. Особенно часто отмечаются случаи дыхательной аритмии среди школьников-подростков, что зачастую вызвано гормональной перестройкой организма.

ПРИЧИНЫ АРИТМИИ У ДЕТЕЙ

Факторов для развития аритмии в детском возрасте достаточно много, поскольку детское сердце бьется значительно чаще, чем взрослое, но при этом основные системы организма (нервная, вегетативная, иммунная) еще не достигли зрелости.

Все причины возникновения детской аритмии принято делить на три больших группы:

  • кардиальные (связанные с сердцем);
  • экстракардиальные (не связанные с сердцем);
  • комбинированные (смешанные).

Аритмия может являться одним из признаков различных заболеваний (порок сердца, проблемы нервной системы, ВСД, воспалительные процессы, опухоли, эндокринные патологии и др.). Поэтому при диагностировании у ребенка признаков аритмии следует провести и более полное обследование организма.

Также аритмия у детей может быть следствием переохлаждения/перегрева, стресса, отравления, нарушения баланса электролитов. Спровоцировать заболевание могут также и некоторые инфекционные болезни: пневмония, бронхит, ангина или же кишечная инфекция, приводящая к потере жидкости и, опять-таки, к электролитному дисбалансу.

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Лечение аритмии назначается ребенку индивидуально, после тщательного выяснения ее причины, продолжительности, влияния на общее самочувствие и т. д. Разумеется, диагностировать заболевание и назначить лечение должен врач — детский кардиолог, поскольку самолечение в данном случае запрещено.

Профилактика аритмии у детей включает в себя следующие меры:

  • здоровый образ жизни (диета без жирной пищи, умеренная физическая активность ребенка, уменьшение эмоционального стресса, сон не менее 8 часов в сутки плюс дневной отдых);
  • поддержание нормальных показателей массы тела;
  • поддержание нормального уровня глюкозы и холестерина в крови;
  • периодические обследования ССС, электрокардиографический скрининг.

При любом подозрении на аритмию или сердечные заболевания у детей следует в срочном порядке обратиться к педиатру или детскому кардиологу. Адекватно определить природу аритмии и назначить эффективное лечение может только врач.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации