Петр Иванюшкин
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 3 128

Психосоматика. Список заболеваний и основные переживания, лежащие в основе болезни

Зуб – единственная часть человеческого организма, которая неспособна к самовосстановлению. Стоматологические заболевания относительно «безопасны», так как они никогда не заканчиваются летальным исходом. Однако часто походы к стоматологу затягиваются на годы. Чтобы не стать хроническим пациентом, важно понять, какие именно переживания человека отражаются на здоровье зубов. Рассмотрим, какие функции отвела природа зубам.

image

Природа приказывает рвать и кусать

Психотерапевт Елена Гуськова специализируется на лечении всех недугов с помощью самоанализа. Ведь не зря говорят: «Все болезни – от нервов». Вернее, от разрушающих эмоций, которые испытывает человек. В науке влияние психики на здоровье называется психосоматикой. Болезнь зубов, психосоматика болезней зубов лежит в основной биологической функции – схватить, укусить и дернуть.

«Причем используются зубы таким образом в двух случаях: при схватке с врагом и при добывании пищи, — объясняет Елена Гуськова. — Уже исходя из этого, можно выделить два основных конфликта, с которыми сталкивается человек и которые могут влиять на здоровье зубов:

1) тема невыраженной агрессии: я хочу рвать и метать, хочу разорвать противника, но не могу по определенным причинам. В активной стадии подобного конфликта начинается почернение, разрушение зубов, отмирание тканей;

2) тема «захватывания куска». «Кусок», как вы понимаете, может быть любой: любые желания, деньги, авторитет, желаемые вещи и т.д. Здесь, скорее всего, речь будет идти не о кариесе, как сказано выше, а о неидеальной  форме зубов».

Лечимся вопросами

Пример невыраженной агрессии. Два брата, которые постоянно ссорятся. При этом старший ребенок имеет проблемы с эмалью. Конфликт: хотел бы я укусить и «разорвать зубами» малявку на части, но не могу это сделать – мама не позволит.  У младшего брата тоже проблема с зубами, но в этом случае с дентином, а не с эмалью – зубы разрушаются изнутри наружу. Младший брат хотел бы укусить старшего, но физически не может, потому что тот больше и сильнее.

Если разрушаются зубы, необходимо задать себе вопрос: по отношению к кому в обществе вы не можете свободно выразить свою агрессию или выражаете, но недостаточно?

Если зубы разрушаются у детей, то можно рассмотреть отношения внутри братьев и сестер. Если там проблем не наблюдается, то всегда нужно помнить, что родители могут «сгружать» детям свои переживания, потому необходимо выяснить у родителей, не находятся ли их дети в ситуации, когда вынуждены терпеть чье-либо негативное отношение без возможности «огрызнуться» в ответ.

Пример второй конфликтной ситуации. Выступающие вперед зубы – так выражается внутренняя торопливость ребенка (он все время хочет быстро получить свой кусок), или же мама все время дергает ребенка, чтобы тот поторапливался (здесь уже желание мамы получить кусок как можно быстрее). Если же, наоборот, верхние зубы  отстоят назад по сравнению с нижними зубами – это значит, что либо ребенка все время тормозят, чтобы он не торопился, либо ребенок настолько внутренне подавлен, что боится вылезти вперед за своим куском.

В данном случае «лечить» могут родители, вовремя заметившие зарождающуюся проблему и изменив отношения с ребенком.

Отдельная тема – пульпит. Пульпа – ткань, в которой находятся сосуды, питающие зуб.  Пульпит – это болезнь в стадии восстановления после конфликта «мне запрещено питать свою агрессивность». Интересно, что пульпит часто встречается у людей, которые много слушают, но мало говорят, например, у психоаналитиков. Видимо, психоаналитиком в этом плане быть опасно. Лучше выбрать другой способ психотерапии, используя который все-таки можно вставить слово, когда это необходимо. Словом, суть лечения пульпита — разговорить молчуна (болезнь зубов, психосоматика).

image

Без дантиста не обойтись 

Однако работа с психосоматикой болезни зубов не отменяет визита к дантисту. Как уже говорилось выше, зуб – единственная часть организма человека, неспособная к самовосстановлению. Плохое состояние полости рта может привести к другим недугам. В частности, желудочно-кишечного тракта.

Самое распространенное заболевание зубов – это, конечно же, кариес. Менее распространенные стоматологические болезни: перикоронит (воспалительное заболевание десен), перикоронарит (воспалительное заболевание капюшона десны), стоматит (воспаление слизистой оболочки рта), пародонтоз (заболевание пародонта), гингивит (заболевание десен) и другие.

Провести высокоточную диагностику заболеваний зубов и десен, а также правильно подобрать лечение и эффективно его провести может только квалифицированный стоматолог, поэтому важно тщательно и даже скрупулезно подходить к выбору стоматологической клиники и врача.

Спектр психосоматических болезней широк. К ним относятся: бронхиальная астма, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункция щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемия Психосоматическую природу имеют сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Поговорим о том, как эти заболевания проявляются и о чем говорит наличие той или иной патологии.

Как же объясняются проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики?

  • Астма, бронхит, отек Квинке — опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям;
  • Простуда, герпес — депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе);
  • Хронический кашель — скрытое выражение агрессии, невысказанный протест;
  • Гастрит — депрессия на фоне невозможности добиться желаемого;
  • Язва 12-перстной кишки — утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения;
  • Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) — готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом;
  • Детская экзема — переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека;
  • Нейродермит — раздражительность, высокая способность к переживаниям, ощущение зависимости от более сильных личностей;
  • Тик — повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей;
  • Отит — подсознательный уход от конфликтов в семье;
  • Энурез — регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Несомненно, что все описанное – общая тенденция и в каждом конкретном случае нужно изучать все подробности жизни ребенка, и только после этого делать выводы и назначать какое-либо лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним должна вестись в индивидуальном порядке. Для начала нужно убедиться, что болезнь именно психосоматического толка. Понаблюдайте за ребенком — когда и как, после чего у него начинается недомогание. Помните о том, что психосоматика — не способ симуляции, это заболевание, требующее лечения. Но заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования и консультации с психологом. Нужно определить причину, выявить «травмирующее событие». Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания саду, а затем постепенно увеличивать время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Если же родители не могут справиться с проблемой своими силами, то без грамотного лечения не обойтись. После работы и с ребенком, и с его родителями симптоматика обычно проходит. Психотерапии хорошо поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения истинные проблемы и конфликты не решаются, более того — ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Поэтому психосоматическими проблемами нужно начинать заниматься как можно быстрее, с того самого момента, когда у вас возникло подозрение, что речь идет не только о слабом здоровье. Наилучшие результаты дает комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями ребенка. Не стоит также забывать, что психотерапия детей – это, прежде всего, психотерапия родителей. Если эти две грани будут сбалансированы, проблема решится, а лечение принесет отличный результат.

Что такое психосоматические заболевания

Психосоматические заболевания — болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы (фантазии, представления и др.) играют ключевую роль в их этиологии, формировании, развитии и исходе. По мнению Ф.Александера, основателя психосоматической медицины, к классическим психосоматическим состояниям следует относить семь заболеваний: пептическую язву, бронхиальную астму, язвенный колит, ревматоидный артрит, артериальную гипертонию, нейродермит и гипертиреоз. К этому первичному списку, однако, можно добавить многие другие состояния и заболевания.

Для каждого из этих расстройств характерны свои особые психологические конфликты, поэтому базисной для всех психосоматических состояний и заболеваний является концепция «специфичности». В современном представлении существует такой тезис: «нет психосоматических болезней, а есть психосоматические больные». Он касается того, что не надо бросаться в крайности, объясняя все либо физиологией, либо психологией. Но существует ряд болезней, происхождение которых в основном связано с психологическими причинами и безусловная принадлежность вышеназванной семерки к психосоматике считается доказанной.

Второй «кит», пользующийся традиционной популярностью в народных массах, основан на представлениях о неэмпирических (непроверяемых, недоказуемых) причинах болезни: порча и сглаз, проклятье и «слабая энергетика», плохая карма, «божье наказание», и многое другое. Болезнь в этом случае является последствием или влияния неких «злых сил», или же неправильным духовно-нравственным образом жизни, а ваше лечение заключается или в устранении влияния «злых сил» (снятие порчи), или в усилении вашей защиты (обереги и талисманы), или в понуждении вести «правильный образ жизни» (прощать обиды, быть честным, не красть и не лгать). И, наконец, наш третий «кит», — это новомодное психосоматическое лечение болезни, ставшее очень популярным со времен зарождения Зигмунда Фрейда. В этом случае большинство болезней вызвано психологическими причинами: и невыраженная и подавляемая нами агрессия становится причиной кариеса и хрупкости костей, нежелание видеть мир буквально ведет к близорукости, раздражительность приводит к кожным заболеваниям, и так далее. В этих случаях психолог (психотерапевт) рассматривает физическую болезнь лишь как симптом, проявление психологической болезни, и работает исключительно с первым. И как только психологическая проблема устраняется, то и болезнь исчезает сама собой.

В этом случае болезнь рассматривается как символьное сообщение от нашего бессознательного о том, что некоторая деятельность является очень опасной. Например, на работе постоянно начинает сильно болеть голова. Это как бы сообщение: «Уйди отсюда, тебе здесь больно»! И любой недуг в этом смысле предполагается как предупреждение подсознания об опасности. Излечение в этом случае возможно, как минимум, двумя путями. Первый из них наиболее простой: как только раздражитель исчезнет из поля зрения, то исчезнет и болезнь. Но с точки зрения психологии это неэффективный и даже вредоносный путь: если человек на все бы реагировал только избеганием, то он огня бы не мог зажечь. Так что более продуктивным будет второй путь: это осознание истинной причины тревоги нашего бессознательного. И в процессе психоанализа, или какой-нибудь другой терапии мы вспоминаем и понимаем, что именно хочет сказать нам наше подсознание. Как только осознание происходит, болезнь начинает идти на поправку.

Болезнь — как источник выгоды. И болезнь — это частный случай психологического понятия «вторичной выгоды», или такой ситуации (и состояния), когда некая негативная причина имеет позитивное следствие, которое не возникает без наличия негативной причины. Простой пример: если вы болеете, то внимание и забота к вам родных и близких усиливается. Если вы не хотите общаться (что-то делать), то головная боль может освободить вас от этого действия. И тому подобное.

Болезнь — как компенсация. А в этом случае болезнь интерпретируется как способность выразить свою психологическую потребность в телесной форме. Что это значит? Возьмем в пример человека, который запретил себе плакать. Мальчики, типа, не плачут, и все такое прочее. В этом случае человек может «заплакать» телом: или он начнет потеть, или у него появятся постоянные «непонятные» позывы к мочеиспусканию. Потребность в безопасности может спровоцировать излишнее отложение жировых тканей («броня») или кожные заболевания («вторая кожа»). Резюмируя, мы можем сказать так: если человек не может удовлетворить свою потребность психологически, — то он частично удовлетворит ее телесно, иррационально порождая болезнь, «удобную» для удовлетворения этой потребности.

Болезнь — как синхронизация. Синхронизируя часы, мы приводим их к одному общепринятому значению. Например, если у вас в комнате двое часов, которые показывают разное время, то одни из них (как минимум) врут. И что делает человек в этом случае?! Он приводит все часы к единому значению, которое он предполагает эталонным. А как это «работает» на уровне заболевания? Допустим, у нас есть господин, который часто «канючит» о том, как ему плохо, однако на физическом плане это никак не проявлено. И в этом случае через некоторое время болезнь действительно может появиться, так как одни из «часов» (или телесные, или психологические) явно идут неправильно. А дальше многое зависит от того, что субъект считает своим истинным, эталонным «временем»: и если это болезнь, то он может действительно заболеть. Другой вероятный вариант такого противоречия связан с ситуацией, когда части телесное ощущение и психологическое ощущение одного и того же акта явно противоречат друг другу.

И, например, вы можете думать, что способны поднять сто килограммов веса, хотя, на самом деле, вам рискованно поднимать даже треть от этого веса. Или, допустим, в силу тех или иных причин вы должны ежедневно работать (хоть умственно, хоть физически) по десять часов в сутки, хотя, на самом деле, вы способны работать продуктивно гораздо меньшее время, и плюс к тому же каждые два часа вам желательно вздремнуть. И в этом случае как болезни, так и третьи состояния (промежуточные состояния между здоровьем и болезнью) будут возникать строго пропорционально вашим усилиям превозмочь ваш ресурс тела. До тех пор, пока вы не станете адекватны к вашим ресурсам (правильно использовать их, или накапливать, или перераспределять), ваше болезненное состояние будет усугубляться.

Болезнь — как программа. В трансе любого человека можно убедить в том, что сосулька, которая прикасается к его коже, есть раскаленный прут, — и на коже появится натуральный ожог. И если наш разум способен так видоизменять физиологические реакции на раздражители, полагаясь на представления и убеждения о природе этих раздражителей (в трансе или не в трансе, не имеет значения), то почему бы не предположить, что в основе большинства болезней или третьих состояний лежат ошибочные (вредоносные) представления нашего умного ума?!

Психосоматика на примере плохого зрения С позиции окулиста плохое зрение может быть следствием какой-либо из трех причин: это наследственность, или травма, или вредные для зрения привычки (читать в полутьме, смотреть телевизор слишком близко или слишком долго, и т.п.). Но с позиции психолога-психосоматика его первое предположение о причине заболевания может означать бессознательное нежелание пациента что-то видеть, что-то замечать. Окулист на приеме спросит: «Много ли вы, батенька, читаете, и какое зрение у ваших родителей?», а психолог может спросить: «Подумайте и скажите мне, что и кого вы так сильно не хотите видеть, но вынуждены это делать!?». При такой постановке вопроса нетрудно понять, что все перечисленные нами объяснения причин возникновения болезни имеют право на существование, — причем одновременно. И плохое зрение будет — как прямое следствие подавленного желания не видеть чего-то и (или) кого-то.

Плохое зрение будет — как сигнал (метафора, сообщение) о том, что нужда и потребность чего-то и кого-то не видеть стала непереносимой, а удовлетворить ее, избежать зловредного раздражителя, нет никакой возможности. Теряя зрение, человек за это получает «вторичную выгоду», то есть обретает возможность не видеть пристально то, что он так не хочет видеть. И он не может распорядиться жизнью так, чтобы раздражитель исчез с его поля зрения, так что ослаблением своего зрения он облегчает психологическое переживание (компенсация). А вынужденный видеть то, чего он видеть не хочет, человек порождает противоречие между частями своего опыта (хорошие зрение с одной стороны и «плохое» психологическое зрение с другой), — и его хорошее зрение уравнивается к «плохому психологическому зрению» (синхронизация).

Ну и, наконец, очевидно, что человек тем самым порождает в своем уме жесткие программы «плохого» визуального опыта (он проявляется в словах: «видеть тебя не хочу», «уйди с моих глаз», «глаза бы мои тебя не видели», «и не показывайся мне на глаза», «видеть тебя тошно», и так далее, и тому подобное).

Разумеется, что нежелание видеть кого-то — не есть единственная причина плохого зрения, и я лишь для примера её ввернул. С равным «успехом» зрение может испортиться от столь же сильного желания увидеть кого-либо. Не обращали ли вы, кстати, внимание на то, что у молодежи зрение портится, как правило, со знаком минус (миопия или близорукость), а у людей пожилого возраста — со знаком плюс (дальнозоркость)!? У пожилых людей много прошлого, весь их прошлый опыт доминирует над настоящим и будущим. А у молодых людей — это «перспективы», это «всё еще впереди», это «будущее».

В этом случае можно предположить, что частое обращение к образам будущего ведет нас к близорукости, а частое обращение к прошлому — к дальнозоркости. Не собираюсь я вас убеждать в том, что это именно так, это всего лишь теория. Но, по крайней мере, мне это дает ответ, каким таким удивительным образом зрение у людей с возрастом меняется с минуса на плюс, с близорукости на дальнозоркость. Можно -также отметить, что люди в настоящем времени, все время «здесь и сейчас» имеют очень мало шансов испортить зрение, потому как все время пользуются только физиологическим зрением, и очень мало — зрением, так сказать, психологическим. Еще об одной теории ухудшающегося зрения я как-то уже вам рассказывал: по моему мнению, это сопряжено с установлением принудительной физической границы на расстояние взгляда. Подобными границами являются стены домов, заборы, книги, экран монитора и телевизора, и т.д.

Перед глазами все время возникает препятствие, на котором вы фокусируете взгляд, и это расстояние устанавливается принудительно, от вас не зависит, что домов все больше, что на улицах все теснее, что читать нужно все больше и больше, что взгляд все время словно в клетке, ограниченный физически непроницаемыми барьерами. Это проблема, в первую очередь, относится к крупным городам, мегаполисам, типа Нью-Йорка или Москвы, и чем выше их плотность, чем теснее спрессована жизнь, — тем у большего числа людей портится зрение.

Например, мы можем утверждать, что тот человек, который много читает, имеет много шансов ослабить свое зрение. Но можно сказать и нечто совершенно иное: человек, который много читает, все время порождает зрительные картины в своей голове, которых нет в реальности. Или, говоря иначе, он использует физическое зрение для того, чтобы увидеть психологическим «взглядом», его глаза, фактически, становятся сенсорным рудиментом психологического зрения. Истинная зрительная функция всё время угнетается, и мы уже вынуждены делать нечто такое (например, смотреть кино), чтобы восстановить её (как, например, мы идём в спортзал, побегать на тренажере и покрутить педали, чтобы хоть как-то сохранить ресурс мышечной активности). Но это всё, вышеперечисленное, как говорил товарищ Гамлет, «слова, слова, слова». Как видите, возможных причин и следствий очень много, — и в каждом из них, вероятно, есть свой «намёк», своя изюминка. Скажем так: всё это хороший повод подумать для всех тех, кто считает данную тему актуальной и интересной.

Символической болезни — символическое лечение Не важно, какая из теорий будет правильнее всех остальных, а важно то, что малополезное это занятие, — лечить медициной психологию. И если некая болезнь — это симптом, да плюс еще и дающий вам какое-то вторичное облегчение (вторичная выгода, снижение противоречия и компенсация), — то медицинское вмешательство ставит организм пациента в крайне сложное положение. Если человек «плачет телом», потому как вдолбил себе в голову, что он не может плакать, что он выше всего этого, — а врач начнет устранять его болезнь тем или иным лекарством, то подсознание пациента оказывается в состоянии крысы, которую загнали в угол. Для подсознания в этом случае лечение болезни равносильно покушению на убийство, и очевидно, что оно будет отчаянно сопротивляться, а болезнь усугубляться или проявляться в новых неожиданных ипостасях.

Когда болят зубы, белый свет становится не мил. Кажется, все бы отдал, чтобы этот кошмар поскорее закончился. Почему заболел зуб? Можно назвать много естественных физических причин. Но причина зубной боли может быть и психологической. Давайте разберемся, как понять причину зубных болей по психосоматике.

Психосоматика. Зубы

image

Для начала ответим на простой вопрос: для чего нужны зубы?

  1. Жевать — измельчать пищу для дальнейшего переваривания. Психологически это связано с «пережевыванием» новых идей, условий и обстоятельств, чтобы хорошо их усвоить.
  2. Откусывать кусочки пищи, чтобы легче прожевать. Аналогия — «отхватить» кусок получше.
  3. Защищаться — «кусать» кого-то, кто вторгается в личное пространство.

Психосоматика зубных заболеваний

image

Теперь проанализируем, какие негативные эмоции могут способствовать разрушению зубов. Поскольку зубы имеют жесткую структуру, то и эмоции эти должны быть жесткими:

  1. Знакомое выражение «стиснуть зубы». Когда вы это делаете? Когда испытываете злость или гнев на кого-то или что-то. При этом могут возникать болезненные ощущения — сводит челюсти, ломит зубы. А гнев остается невыраженным — он загнан внутрь.
  2. Вам хочется «загрызть» или «укусить» кого-то от злости, а вы молчите и накапливаете негатив в организме. Невыраженные гнев, злость, обида, достигнув критического объема, будут искать выход. Это может привести к психосоматике полости рта. Может возникать кариес, стоматит, пародонтоз и т.п.
  3. Луиза Хей, говоря о психосоматике зубов, видела причину зубной боли в нерешительности человека. А какая эмоция скрывается за нерешительностью? Страх. Это и боязнь принимать важные решения, и неспособность брать на себя ответственность, и нежелание выйти за границу своей зоны комфорта.
  4. Известно, что у женщин часто портятся зубы во время беременности. Как это объяснить по психосоматике? Подсознательно женщина в этот период испытывает страх. Страх потерять привлекательность, стать зависимой от мужчины. Еще неизвестно, как пройдут роды, — боязнь будущего.

Разные зубы имеют свои «зоны ответственности».

Зубы Зона ответственности
Верхний ряд Защита личного пространства: дом, работа, семья, смысл жизни
Нижний ряд Захват чужой территории — расширение жизненного пространства
Левая сторона Работа, карьера, планы, перспективы
Правая сторона Чувства, эмоции, семья, прошлое
Передние резцы Трудоголизм, активность, инициативность
Клыки Защита организма (прокусить=испугать неприятеля)
Коренные зубы Терпение, выносливость, воля (измельчение пищи = перетирание (решение) проблемы). Именно в этой зоне находятся зубы мудрости

По тому, какие зубы болят и крошатся, можно сделать вывод о проблемах человека.

Болезненное появление зуба мудрости по психосоматике

Исследования психосоматики связывают появление зубов мудрости у человека с планами на будущее. Отсутствие стремления к личностному росту может заставить заболеть зуб мудрости. Боли часто возникают в периоды переоценки жизненных ценностей.

Можно ли избавиться от соматической боли

Первый шаг на пути избавления от соматической боли — правильно определить ее причину. А дальше нужно научиться работать со своими эмоциями. Тогда они не будут перерастать во внутренний конфликт, который болью отзовется в вашем теле.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации